Общаться с ребёнком. Как?

Примеры

| Главная | Афоризмы | Правила | Примеры | Вопросы | Упражнения | Авторы |

Примеры

“Я не верю, что с матерью могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной, вместо того, чтобы орать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла... Ее тоже можно понять, она хочет сделать из меня хорошего человека, а получает несчастного. Мне надоело так жить. Прошу у вас помощи! Помогите мне!!!”.

Обида, одиночество, отчаяние звучат в письмах других ребят. Они рассказывают о том, что родители с ними “не дружат”, никогда не говорят “по-человечески”, “тычут”, “орут”, используют только повелительные глаголы: “сделай!”, “убери!”, “принеси!”, “помой!”. Многие дети уже не надеются на улучшения обстановки дома и ищут помощи на стороне. Обращаясь в редакцию газет и журналов (“Помогите!”, “Что мне делать?”, “Не могу дальше так жить!”), все дети до одного меняют имена, не приводят обратного адреса. “Если родители узнают — прибьют”. И через все это порой пробиваются нотки теплой детской заботы о родителях: “Как ее успокоить?”, “Им тоже трудно”, “Ее тоже можно понять...”. Правда, так пишут, в основном, дети до тринадцати — четырнадцати лет. А те, кто постарше, уже очерствели. Они просто не хотят видеть родителей, не хотят находиться с ними под одной крышей.

А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид: “Не жизнь, а одно мучение...”, “Иду домой, как на поле битвы”, “По ночам перестала спать — все плачу...”.

Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

Отец одиннадцатилетнего мальчика рассказывает: “Подарили мы Мише на день рождения конструктор. Он обрадовался, сразу стал его собирать. Было воскресенье, и я играл с младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: “Пап, не получается, помоги”. А я ему в ответ: “Ты что, маленький? Сам разбирайся”. Миша погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит”.

Почему родители часто отвечают так, как ответил Мишин отец? Скорее всего, из лучших побуждений: они хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей. Бывает, конечно, и другое: некогда, неинтересно, или родитель сам не знает, как надо. Все эти “педагогические соображения” и “уважительные причины” — главные препятствия. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

“Я очень хочу выучить дочку играть на фортепьяно, — рассказывает мать восьмилетней девочки. — Купила инструмент, наняла учителя. Сама когда-то училась, да бросила, теперь жалею. Думаю, хоть дочка будет играть. Просиживаю с ней за инструментом часа по два каждый день. Но чем дальше, тем хуже! Сначала не засадишь ее заниматься, а потом начинаются капризы и недовольства. Я ей одно – она мне другое, слово за слово. Кончается тем, что она мне говорит: “Уходи, без тебя лучше!”. А я ведь знаю, стоит мне отойти, как у нее все кувырком летит: и руку не так держит, и не теми пальцами играет, и вообще все быстро заканчивает: “Я уже позанималась!”.

Понятны озабоченность и самые лучшие намерения мамы. Больше того, она старается вести себя “грамотно”, то есть помогает дочке в трудном деле. Но она упустила главное условие, без которого любая помощь ребенку превращается в свою противоположность: это главное условие — дружелюбный тон общения.

“По любви” — или “за деньги”?

Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное ему — учиться, помогать по дому, — некоторые родители встают на путь “подкупа". Они соглашаются “платить” ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят. Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен. Обычно дело кончается тем, что претензии ребенка растут — он начинает требовать все больше и вперед — а обещанных изменений в его поведении не происходит. Такой способ может принести большой вред, разрушив тонкую ткань собственной внутренней активности детей. Личность и способность ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Этот случай произошел с папой семилетнего мальчика.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то “неотложных” дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он решил поступить следующим образом: “Денис, — обратился он к сыну, — ты расстроился и обиделся на меня”. В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Пятнадцатилетний подросток собирается в горный поход с друзьями.

Родители очень тревожатся: поход предстоит серьезный, со снежными перевалами, переходами через горные реки. И мальчик не будет у них на глазах! Мама, знакомая с правильными методами общения, не удержалась: “Очень тебя прошу, будь осторожен!” Тот взволнованно отреагировал: “Ну, мам, как ты не понимаешь! Ты делаешь мне этими словами только хуже. Да я сам все знаю. Не хочу тебя слушать!”. “Прости, я сказала плохо, — спохватилась мама, — просто знай, что я буду очень беспокоиться”.

Потом сын рассказал, что в горах он оказался перед выбором: переходить через ледяную трещину по ненадежному снежному мостику или пойти в обход. “Я вспомнил, как ты сказала, что будешь беспокоиться, и выбрал второе”.

Когда ребенок стоит перед реальным испытанием, ему легче сделать выбор, если он знает о нашей любви, о нашем беспокойстве.

Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые страх и беспокойство за дочь.

Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли.

Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители “больше любят”. Его агрессия — результат невысказанной боли и обиды.

Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Однако человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Если у вас происходила хотя бы одна похожая история, то вам обязательно нужно прочитать следующие рекомендации и применять их в повседневной жизни.

  1. Безусловно принимать своего ребенка.
  2. Активно слушать его переживания и потребности.
  3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  5. Помогать, когда просит.
  6. Поддерживать успехи.
  7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
  8. Конструктивно разрешать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например:
    • Мне хорошо с тобой.
    • Я рада тебя видеть.
    • Хорошо, что ты пришел.
    • Мне нравится, как ты...
    • Я по тебе соскучилась.
    • Давай (посидим, поделаем...) вместе.
    • Ты, конечно, справишься.
    • Как хорошо, что ты у нас есть.
    • Ты мой хороший.
  10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

И многое другое, что подскажут вам ваша интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но вполне преодолимы!


| Главная | Афоризмы | Правила | Примеры | Вопросы | Упражнения | Авторы |


© Команда 4202
scgdt@sch.omskreg.ru