Общаться с ребёнком. Как?

Правила

| Главная | Афоризмы | Правила | Примеры | Вопросы | Упражнения | Авторы |

Правила Содержание:
  1. Помощь родителей
  2. Давай вместе!
  3. Забота и ответственность
  4. На ошибках учатся
  5. Сообщайте о чувствах
  6. Говорите от первого лица
  7. Не требуйте невозможного
  8. Измените свои ожидания
  9. Эмоциональные проблемы

1. Помощь родителей

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!”

Может возникнуть вопрос: как же научить, если не указывать на ошибки?

Знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку; во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом; наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

2. Давай вместе!

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

  1. Возьмите на себя только те дела, которые он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  2. По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.
Очень хорошо начать со слов: ”Давай вместе”. Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

3. Забота и ответственность

Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Пусть вас не пугают слова “снимайте с себя заботу”. Речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть. Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь — самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения — более спокойными и радостными.

4. На ошибках учатся

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться “сознательным”.

Данное правило говорит о том же, что и известная пословица “на ошибках учатся”. Нам приходится набираться мужества и сознательно давать детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.

5. Сообщайте о чувствах

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило говорит о том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда “читает” по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти “несловесные” сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, “прорывается” и выливается в резкие слова или действия.

6. Говорите от первого лица

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Это правило дает возможность детям ближе узнать родителей. Нередко родители закрываются от детей броней “авторитета”, который пытаются поддерживать, во что бы то ни стало. Мы носим маску “воспитателя” и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же – делает взрослого ближе, человечнее.

7. Не требуйте невозможного

Не требуйте от ребенка невозможного. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

К примеру, полуторагодовалый малыш очень интересуется розеткой. Вы беспокоитесь, как бы он не сунул в нее пальцы. Уговоры и запреты не помогают, ссоры с ребенком тем более. Проблема исчезнет, если вы загородите розетку какой-нибудь мебелью или купите специальную пробку.

8. Измените свои ожидания

Чтобы избегать излишних конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить что-то вне его, в данном случае — свои ожидания.

9. Эмоциональные проблемы

Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

Когда ребенок стоит перед реальными испытаниями, ему легче сделать выбор, если он знает о вашей любви, о вашем беспокойстве.


| Главная | Афоризмы | Правила | Примеры | Вопросы | Упражнения | Авторы |


© Команда 4202
scgdt@sch.omskreg.ru