Летние школы



Фридман Геннадий Шмерельевич

XV конференция научного общества учащихся

Олимпиадный сюжет

Мы можем гордиться тем, что СССР — пионер по привлечению в науку юных. В нашей стране велась целенаправленная работа с талантливыми школьниками по научной ориентации.

Начиналось все в 30-е годы с математических олимпиад, с кружков в Москве и Ленинграде. Все крутилось вокруг университетов. В качестве организаторов и членов жюри олимпиад выступали выдающиеся ученые. Это не требовало каких-то материальных ресурсов. Можно было четко проследить связь: победители всероссийских олимпиад становились учеными.

Первая официальная всесоюзная математическая олимпиада была организована в 1967 г. Фридман Г. Ш. (студент 3 курса) был членом жюри этой олимпиады. Система олимпиад из инициативной стала системной.

Фридман Г. Ш. с Кукиным Г. П. много работали по проведению олимпиад на территории Зауралья. Кукин Г. П. организовал и проводил Летнюю математическую школу в Иркутске, а Г. Ш. Фридман — в Барнауле.

В начале 60-х годов олимпиады вышли на международный уровень. В мире этот процесс был поддержан.

В Омске Сергеев В. Н. впервые выдвинул идею командных олимпиад по математике и физике. Когда было организовано городское объединение по информатике и вычислительной технике, стали проводиться олимпиады и по информатике.

Летняя ФМШ (Академгородок, Новосибирск, с 1962 г.)

Идею Летней школы НОУ выдумали ученые. В математическом институте им. Стеклова АН СССР в коллективе академика Лузина Н. Н. родилась идея школьной академии. У Лузина Н. Н. было 2 интересных ученика: Ляпунов А. А. (разработал первый в мире язык программирования в 1952/53 г. г.) и Лаврентьев (он стоял у истоков Сибирского отделения Академии Наук).

За разработанную первую в мире «программирующую программу (транслятор)» выдающийся ученый Ляпунов А. А. был награжден золотой медалью «Пионеры компьютеров. За выдающийся вклад в развитие цивилизации».

В 1962 г. в Новосибирском Академгородке эта идея была реализована. Здесь Ляпунов А. А. и другие ученые организовали первую в мире Летнюю школу. Мир такого не знал! В работе этой школы участвовал в качестве ученика Фридман Г. Ш., а Кукин Г. П. — в работе 2-й школы.

Работа школы продолжалась 1,5 месяца, понравилась всем: и детям, и взрослым. Существовала эта школа неофициально. Для работы школы была выделена часть бюджета СО РАН. Всем ученым было интересно поработать с вундеркиндами. Академгородок так был образован, что там все развивалось взрывным образом. Суть Академгородка того времени — это полная свобода.

В 1963 г. начала работу первая в мире физико-математическая школа. Занятия проходили в школе № 130 Академгородка. В 1964 г. был 1-й выпуск этой школы. Несколько выпускников ФМШ никогда не учились на 1 курсе университета, т. к. сдали все экзамены за 1 курс до начала занятий в университете (а Фридман Г. Ш. сдал экзамены по всему университетскому курсу физики).

В 1964 г. проводилась 3-я Летняя школа НОУ, при подготовке к которой оказалось, что ученые удовлетворили свое любопытство по работе с одаренными детьми. Поэтому Фридману Г. Ш. пришлось создавать новую систему, когда к преподаванию привлекались бывшие ученики ФМШ (еще до начала учебы в НГУ) и лучшие студенты НГУ.

Это были не просто студенты. Они к этому готовились специально. Большая часть студентов сама через это же прошла. Эффект был колоссальный. Получался такой «тяни-толкайчик»: прошел в школу — с этой стороны барьера, подготовился — стал по другую сторону барьера. Это было визитной карточкой Академгородка. В рамках общей жизни передавалась идеология.

Случались и скандальные истории, когда студент отстранял профессора от занятий за неумение читать лекции. Читать лекции в ФМШ было труднее, чем в университете, т. к. сначала надо было технику отработать, простроить «ступеньки». А когда человек научился по «ступенькам» лазить, он и на скалу залезет.

В 1965 г. Фридман Г. Ш. (студент 1 курса НГУ) возглавил физико-математическую часть Летней школы. Со всей страны приезжало 600 человек, надо было решать массу проблем (проблему жилья, питания, отправки), организовать преподавание, разработать научную программу.

С тех пор появилась традиция: основной костяк преподавателей Летней школы — лучшие студенты Новосибирского университета, прошедшие ФМШ. Лекции читали и великие ученые. Это был коллектив суперкласса. Многие стали заметными учеными. Но с другой стороны, на энтузиазме бесконечно жить невозможно.

Идея ФМШ до войны родилась, но не могла быть реализована. А в Академгородке она возникла из ничего: денег нет, штатов нет, вообще ничего нет, а все как-то происходит. А когда это уже существует, утвердили.

Когда-то писали письма в ЦК КПСС с предложением закрыть все ФМШ в стране, т. к. нарушается принцип социального равенства: почему талантливых детей учат великие профессора, а другим не достается. Это было отражением общей идеологии в образовании. Но ФМШ отстояли. В Академгородке она до сих пор успешно работает.

С изменением политической ситуации в стране, когда было «ничего нельзя» изменилась и система обучения в ФМШ. Заработала система назначений. Преподавателями ФМШ стали работать аспиранты и преподаватели университета по приказу ректора. Для многих из них это был первый опыт преподавания в ФМШ.

Уровень преподавания упал, но стало легче работать: есть приказ ректора по обязательной отработке (3 месяца) в качестве преподавателя и никаких проблем.

За рубежом не известны подобные ФМШ-интернаты (Фридман Г. Ш.). Проблема в том, что 14—15-летних детей приходилось отрывать от дома. И 2—3 года они жили без родителей. Через какое-то время это не стало так жестко необходимо, т. к. ФМШ стали появляться и в других городах. И ребятам не обязательно было уезжать из дома.

В Омске по инициативе ОмГУ школа № 64 была преобразована в физико-математическую.

Сейчас вообще все изменилось. С появлением Интернет, находясь здесь, можно учиться в другом городе. Виртуальный мир позволяет всем объединиться, не объединяясь физически.

Заочная ФМШ (с 1965 г.)

Идея заочной школы родилась у академика Гельфана И. М. в Москве. В 1965 году Фридман Г. Ш., был вожатым в «Орленке» на Всероссийской физико-химико-матетематической олимпиаде. На обратном пути в Москве друзья показали ему книги и задания олимпиад.

Уже в октябре этого же года в Новосибирске он собрал группу «преподавателей» для заочной физико-математической школы. Заочная школа в Академгородке успешно функционирует до сих пор.

Летние лагеря НОУ в Омске (с 1978 г.)

Преподаватели Летних школ После открытия ОмГУ Кукин Г. П. переехал в 1974 году в Омск (он был организатором математического факультета), а Фридман Г. Ш. переехал из Новосибирска в Омск в 1976 году. Они решили организовать математическую школу.

Фридман Г. Ш. был членом Совета молодых ученых при ОК комсомола. Ему удалось убедить Г. М. Арбатскую (секретаря ОК ВЛКСМ, ответственную за образование) в том, что те ребята, кто самостоятельно во внеурочное время занимается математикой, физикой и прочими науками, готовят интеллектуальный потенциал страны.

А значит они — тоже комсомольские активисты, и их нужно взять в школу комсомольского актива наряду с секретарями комсомольских организаций.

В 1978 году на базе пионерского лагеря им. Дзержинского в Чернолучье был организован 1-й Омский Летний физико-математический лагерь при Школе комсомольского актива области.

Тайно, без упоминания в бумагах, работали 2 отряда: физики и математики (40-50 детей). Даже 1-й секретарь ОК ВЛКСМ об этом не знал. Кукин Г. П. ходил на зарядку и утренние планерки, а Фридман Г. Ш. — на вечерние. Постепенно физико-математический лагерь отделили от Школы комсомольского актива.

Вернувшись в Омск, Фридман Г. Ш. пошел В ОК КПСС к Панюшкину В. К., который понял, что это дело нужное и предложил для проведения Летней школы Тарский район (Атак). Фридман Г. Ш. в мае полетел туда в рубашке, а там — снег! Приходилось работать в леспромхозе, где не было несудимых.

Условия были боевые, но выжили! (Атак, 1980 г). Поняли, что в леспромхозах школы организовывать нельзя. В 1978—79 годах Летние школы были физико-математическими.

В 1980 г. в Летней школе уже появились и секции биологии, астрономии, краеведения.

Процесс работы Летних школ стал регулярным. В Атаке Фридману Г. Ш. приходилось работать врачом (хотя была врач-хирург, которая не умела лечить ангину).

Футбольная команда преподавателей В 1981 году школа была в Нижней Омке под эгидой ОК ВЛКСМ. Сложились традиции: игра в футбол (всегда выигрывала команда преподавателей) и в баскетбол. Марафон и биатлон знаний появились позже.

Отбор в Летние школы проходил следующим образом: поехать туда могли победители командных олимпиад, личных олимпиад и конференций НОУ.

Много лет Фридман Г. Ш. носил звание «комиссар Летнего лагеря НОУ», которое выросло из школы комсомольского актива. Затем работали в режиме Летних оздоровительных лагерей, но уже не через идеологию комсомола. Тысячи детей через это прошли.

И до сих пор выпускники ОмГУ двигают науку. И нам есть чем гордиться!