Вопросы родителей |
||
|
||
У родителей может возникнуть множество вопросов насчет правильности выполнения того или иного упражнения. И сейчас мы попытаемся ответить на типичные вопросы, которые возникают почти у каждого взрослого. Содержание:
Вопрос: Что делать, если мне некогда заниматься с ребенком? Ответ: Насколько я понимаю, у вас есть “более важные” дела. Стоит осознать, что порядок важности вы выбираете сами. В этом выборе вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил. Вопрос: Обязательно ли, слушая ребенка, откликаться развернутыми фразами? Ответ: Совсем не обязательно. Одна мама пишет: “Моя дочка, вернувшись из школы, рассказывает, не закрывая рта, обо всем, что случилось. Мне остается только кивать головой и поддакивать”. Эта мама ведет себя естественно и совершенно правильно. Когда ребенок, переполненный впечатлениями, говорит, “не закрывая рта”, все, в чем он нуждается, — это в ваше присутствии и внимании. Психологи назвали этот способ “пассивным слушанием” — пассивным, конечно, только внешне. Здесь употребляются короткие фразы и слова, междометия, просто мимические знаки, говорящие о том, что вы слушаете и отзываетесь на детские чувства: “Да-да...”, “Ага!”, “Неужели?”, “Расскажи еще...”, “Интересно”, “Ты так и сказал!”, “Вот-вот...”, “И что же?”, “Замечательно!”, “Ну надо же!..” и т. п. Короткие слова уместны и при рассказе об отрицательных переживаниях. Вопрос: Что, так уж никогда нельзя задавать вопросы, давать советы и так далее? Ответ: Все известные нам типы ответов не стоит применять вместо активного слушания, когда у ребенка есть эмоциональная проблема. Если же он спокоен или если вы чувствуете, что эмоциональный контакт у вас уже есть, то можете беседовать более свободно. Один вопрос среди десяти “понимающих” фраз вряд ли испортит дело. Некоторые родители даже находят полезным иногда нарушать строгие правила активного слушания, чтобы их новый стиль беседы с ребенком не выглядел уж столь отличным от старого. Однако важно узнавать “старые” фразы и не позволять им выскакивать автоматически. Вопрос: Не страдает ли родительский авторитет? Ответ: Давайте обсудим различия между двумя понятиями: авторитет и авторитарность. Авторитарным называют человека, который стремится к власти и, пользуясь силой, добивается от других подчинения. Авторитетен тот, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении его мнения, его личных качеств: компетентности, справедливости и т. п. Для маленького ребенка родители — существа, которых он почитает и обожает. В глазах малыша папа — самый сильный, самый умный, самый справедливый; мама — самая красивая, самая добрая, самая замечательная. Этот авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел и слаб. В первые годы жизни такой естественный авторитет дает ребенку очень много. Он бессознательно “впитывает” от родителей все: манеры поведения, вкусы и взгляды, ценности и моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Происходит неизбежное выравнивание возможностей детей и родителей. Может случиться, что папа уже не знает, как решить задачу, с которой справляется сын, а мама не прочла столько книг, сколько ее дочь. Наступает критический момент, когда авторитет родителей перестает держаться на преимуществах возраста. Что же тогда происходит? Родители оказываются перед драматическим выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью. Путь авторитарности — абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать. Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности, цели и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное на этом пути — ощущение невозможности повернуть назад. На наш взгляд, выбор один: понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ. Он сохраняет авторитет, если остается образцом силы и опытности. Но не силы приказа, а духовной, личностной силы и той опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а мудрости поведения. Вопрос: Как быть, если ребенку грозит опасность, а он настаивает на своем; что, и здесь нужно искать совместное решение? Ответ: Если от экстренности ваших действий зависит жизнь ребенка, то, конечно, нужно действовать энергично, не допуская возражений. Однако приказ и запрет, главные методы предотвращения любой опасности, не до конца осознаваемой ребенком, не годятся. Часто разгорается спор вокруг такого вопроса: нужно ли позволять малышу дотронуться до горящей свечи, если он не слушает слово “нельзя” и продолжает тянуться к огню? Одни родители считают, что они должны настоять на запрете, другие же — что следует дать ребенку слегка обжечься, если уж он так настаивает. Не эта ли альтернатива встает перед нами во многих и многих других жизненных ситуациях? И чем старше дети, тем дороже может стать плата за приобретение собственного опыта! Как же поступить правильно? Универсального ответа здесь, конечно, нет. Но стоит помнить, что, систематически ограждая детей от опасности, мы, может быть, подвергаем их еще большей опасности, потому что лишаем их ответственности за свои поступки. В это же время, успешная практика совместного разрешения конфликтов может послужить хорошей школой воспитания в ребенке бдительности и осмотрительности. |
||
|
||
© Команда 4202 scgdt@sch.omskreg.ru |