Игромания
Игромания (имеется в виду зависимость от компьютерных игр) является родственным видом компьютерной зависимости.
Наше исследование
Наша команда решила на себе проверить влияние компьютерных игр на человека. Исследование проводилось психологической службой Городского Дворца детского (юношеского) творчества.
В исследовании применялась методика «Опросник САН». Это бланковая методика, разработанная в Первом Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова, предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что респондентов просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. В течение пяти дней обучающиеся участвовали во включенном наблюдении своего эмоционального состояния на входе и выходе из игры.
Результаты, полученные в ходе психолого-педагогического исследования следующие:
- на выходе из игры стабильно падает активность (на 12,4 %), ухудшается самочувствие (на 10,11 %);
- у игроков возникает раздражение при вынужденном отвлечении от игры;
- игроки забывают о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере;
- наблюдается хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
Полученные данные подтверждают выделенные психологами симптомы психологической зависимости от компьютера. Для многих детей игра стала инструментом поддержания душевного равновесия, похожим на алкоголь, никотин, лекарства и наркотики.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия может оказать разрушительное действие на психику.
Признаки компьютерной зависимости
Термин компьютерная зависимость определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Термин компьютерная зависимость все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются:
- «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером;
- невыполнение обещаний, данных самому себе или другим относительно уменьшения времени, проведенного за компьютером;
- намеренное преуменьшение или ложь относительно времени, проведенного за компьютером;
- утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду;
- оправдание собственного поведения и пристрастия;
- смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером;
- раздраженное поведение, которое появляется в случае, если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.
Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела, и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм.
Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры с простой графикой и звуком.
Другое дело — ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.
Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.
В большинстве случаев компьютерная или игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром, невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.
Как правило, компьютерная зависимость или ее разновидности вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.
Влияние компьютерной зависимости на человека
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека как средства, развивающие логику, внимание и мышление.
Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая, социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков, проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете.
Деградация социальных связей в этом случае развивается из-за вытеснения объективной реальности виртуальной, созданной при помощи компьютера. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.
Советы родителям
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.
Если ребенок страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.
Критика воспринимается ребенком как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна.
Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности.
Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того, чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру, нужно разнообразить круг его интересов и занятий.